МАОУ "СОШ п. ЛЫХМА"
ПОСЁЛОК ЛЫХМА, БЕЛОЯРСКИЙ РАЙОН, ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА

Функциональная грамотность

vvvv

Информация для родителей и общественности

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

          

      На сегодняшний день перед системой образования стоит задача подготовить компетентных, конкурентоспособных профессионалов. Общество нуждается в таких специалистах, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым условиям и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

      Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Необходимо уделить внимание развитию функциональной грамотности как способности человека решать жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний. Процесс обучения должен предполагать не традиционное объясне­ние ученикам теоретического материала, а развитие познавательных интересов в процессе практического применения знания. В сентябре 2022 года в силу вступят изменённые федеральные образовательные государственные стандарты для начальной и основной школы. В новой редакции изменённых федеральных образовательных государственных стандартов для начальной и основной школы сделан упор на конкретизации требований к каждому из предметов школьной программы и чётко указано, что должны освоить школьники за время обучения и особое внимание уделяется функциональной грамотности как приоритетной задаче.

      В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах.
Финансовая грамотность — это совокупность знаний о денежной системе, особенностях ее функционирования и регулирования, продуктах и услугах, умение использовать эти знания с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения.
Глобальные компетентности — способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды наши собственные, и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Креативное мышление — это способность нестандартно воспринимать окружающий мир и генерировать принципиально новые идеи.

          Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной), т.е. речь идёт о социализации. Формирование функциональной грамотности происходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе обществознание. Безусловно, на уроках обществознания гораздо проще применять практик ориентированные задания, поскольку эта дисциплина включает разнообразный спектр именно прикладных знаний. Например, задание на формирование финансовой грамотности: 35-летний Иван решил оформить кредит для покупки машины. В чём преимущества, а в чём опасность покупки товара в кредит. Задание на развитие креативного мышления: любой предприниматель, планируя открыть своё дело должен учитывать затраты производства. Они подразделяются на 2 вида. Вспомни виды затрат и приведи примеры каждого вида, учитывая, что твоим производством является учёба. Задание на формирование математической грамотности: Анна Васильевна собиралась купить килограмм яблок по цене 80р за кг. Но по акции купила упаковку яблок в 3 кг, за 70р за кг. Придя домой, анна Васильевна обнаружила, что 1 кг яблок был испорчен и его пришлось выбросить. По какой цене в итоге достался кг яблок Анне Васильевне и была ли эта покупка выгодной? Что касается читательской грамотности, то здесь, как ни странно, возникают серьёзные проблемы. К сожалению, у детей недостаточно развиты навыки работы с информацией, а точнее с её анализом и использованием её в жизненных обстоятельствах. Необходимо отметить, что именно устные предметы обладает широкими возможностями для формирования функциональной грамотности у обучающихся, именно эта дисциплина позволяет максимально приблизить теорию к практике.

В нашей школе с 2022-2023 учебного года формирование функциональной грамотности обучающихся осуществляется не только в рамках предметов, но и за счет внеурочной деятельности с 1 по 11 класс.

При подготовке материала использован  сайт https://s-ba.ru/conf-posts-2022-08/tpost/nz5mt317f1-funktsionalnaya-gramotnost-kak-odin-iz-f